Олег Пресман: “Казачья деятельность меняется в лучшую сторону”
С начала СВО на Украине в боевых действиях приняли участие более 27 тысяч казаков. Кроме того, казаки оказывают большую поддержку мирным жителям новых регионов, доставив туда уже более 30 тысяч тонн гуманитарной помощи. Об этом рассказал Верховный Атаман Всероссийского общественного объединения казаков “Союз Казачьих Войск” Василий Неретин. Как повлияло на казаков участие в СВО? Какова роль казачества в современной Украине и России? Что ждет казаков в Донбассе, Запорожской и Херсонской областях? Обо всем этом корреспондент побеседовал с Олегом Пресманом, заместителем Верховного Атамана Союза Казачьих Войск.
«»: Поговорим сначала о значении казачества для современного украинского государства. Мы видим, что рассказ о Запорожской Сечи занимает важно место в истории Украины и ее вооруженных сил. Мы также видим в гимне Украины слова «що ми, браття, козацького роду», а еще шевроны ВСУ, на которых присутствует символика с булавами. Однако мы не наблюдаем казачьих подразделений на стороне Киева, казачьих традиций в националистических батальонах. Почему?
Олег Пресман: Для территории, подконтрольной Киеву, казачество — часть национального мифа. Там казачество дает красивую картинку и возможность произносить громкие слова о «корнях», о «традициях», о «вечной отваге» казачества.
Иначе говоря, история и культура действительного казачества, во-первых, музеефицируется, и, во-вторых, на основе «музейного продукта» подается в историческую часть идеологии как элемент для «взбадривания боевого духа» в «непростой обстановке».
– А в России?
У нас несколько иначе. Для России, конечно, казачьи страницы истории нашей страны и русского народа — такая же часть национального исторического мифа, но не только. А в наши дни — даже не столько.
После распада Советского Союза у нас началось стремительное возрождение почти исчезнувшего, казалось бы, русского казачества.
Первые страницы этого возрождения написаны людьми, которые стремились восстановить былую славу казачества, очистить его память от недобрых мифов и несправедливых обвинений.
Историки, публицисты, краеведы, сотрудники музеев взялись говорить о казачестве, писать о нем, требовать возвращения исторической правды. И общество постепенно, пусть сначала с некоторым недоверием, поворачивается к истинной исторической судьбе казачества и вглядывается в нее.
Затем в регионах появилось предпринимательство, учреждаемое под девизом восстановления казачьих традиций. Наконец потомки прежних казаков задумались об основной роли своих предков в обществе. А она заключалась в военной службе. Государство получало множество предложений от казачьих организаций о том, чтобы казакам вернули их роль «особой служилой силы», включая и военные функции.
Каким был ответ государства на эти предложения?
По итогам долгих дискуссий в 2005 году появился Федеральный закон «О государственной службе российского казачества». Казачьему обществу рекомендовано пройти государственную регистрацию по форме некоммерческой организации. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».
Итак, государство ввело федеральный реестр (список), и те граждане, которые вошли в него, им пообещали службу. Так, например, реестровые члены казачьего общества, принявшие на себя обязательства по несению государственной или иной службы, участвуют в качестве дружинников по охране общественного порядка. Членам казачьего общества даже запретили в последствии заниматься политикой.
То есть казаки, которых принято считать представителями консервативных сил, на самом деле вне политики?
Реестровые члены — вне политики. Члены казачьего общества участвуют в военно-патриотическое воспитание призывников, должны проходить подготовку к военной службе во время их пребывания в запасе; должны принимать на безвозмездной основе участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне.
Верховный Атаман Союза Казачьих Войск Василий Неретин рассказывал, что СВО сильно изменило казачество и повлияло на его авторитет. И если раньше казачью культуру представляли люди старше 60 лет, то сегодня это уже более молодые люди. Они активно участвуют в боевых действиях. По его словам, треть воюющих сегодня казаков — это именно молодые люди. На них лежит основная нагрузка, связанная с применением дронов, современных средств РЭБ и других технических новинок. Эти люди, возвращаясь с фронта, привлекаются к работе с детьми. А как вы охарактеризуете изменения, которые произошли с казачеством после начала СВО?
Да, с началом специальной военной операции роль военнослужащих из числа казаков заметно усилилась. Сразу выяснилось, что их военные функции — далеко не игрушечные, и Россия вновь нуждается в казаках — отважных, стойких, истинно верующих, искусных в своем деле военных профессионалах.
Возникло множество казачьих добровольческих отрядов. К концу 2024 года стало ясно, что в зоне СВО воюет, по разным подсчетам, от 18 до 28 тысяч казаков. И показывают казаки лучшие боевые качества наравне с бойцами элитных воинских формирований.
Есть мнение, что Частные военные компании — это своеобразное возвращение к истокам казачества или новое проявление живущего в народе лихого казачьего духа. Что об этом думаете?
Полагаю, сходства тут немного. Организации типа вагнеровцев необходимы в условиях, когда армии не хватает высококвалифицированных бойцов и командиров. Иначе говоря, в экстремальных, критических условиях, как своего рода палочка-выручалочка. А казачество — инструмент, позволяющий получить этих самых профессионалов войны в достаточном количестве и на постоянной основе. Иначе говоря, общественный институт, который призван обеспечивать русскую армию лучшим кадровым составом. Как говорится, почувствуйте разницу.
Теперь давайте поговорим о присоединенных к России территориях Луганской, Донецкой народных республик, Херсонской и Запорожских областей. Что там происходило и происходит с местным казачеством? В какое войско оно входило — Запорожское?
Во-первых, Донецкая и Луганская области когда-то входили в состав не Запорожского, а Донского казачьего войска, то есть были русскими в самом прямом и ясном значении этого слова. И сейчас все то, что там осталось от казачества, выступает на нашей стороне. Во-вторых, эти территории вообще вошли в состав УССР достаточно поздно, и не особенно радовались тамошние люди бездумной «украинизации» местного населения.
А кто вообще старше — Сечь или Дон?
Вопрос о том, кто старше — Запорожская Сечь или Вольный Дон, имеет чисто теоретическое значение. На арену политической борьбы Сечь и Дон как силы, обладающие крупным военным потенциалом, вышли приблизительно одновременно — в XVI столетии. И выступали они в добром содружестве.
Можно ли считать, что с присоединением Крыма, образованием ДНР и ЛНР, началом конфликта на Юго-Востоке Украины в 2014 году начался и новый исторический период для казачества, в целом связанный с утратой бутафорских черт его существования, опытом создания новых боевых подразделений?
Русское казачество и до 2014 года не было какой-то бутафорией. Ряжеными были те, кто больше радел о бюджетных деньгах и должностях от местных администраций, о медийной популярности и возможности походить в нарядной форме с нашивками госреестр. Дельные люди думали о другом: о сохранении казачьей истории, казачьей культуры, о создании особых форм казачьей экономики. Наконец военная служба, естественно присущая казачеству, начала выходить на первый план.
Какими могут быть последствия бурного развития боевого казачества?
Думается, у казачества есть шанс превратиться анклав из нескольких субъектов федерации, которые поставляют своего рода массовый спецназ, то есть обрести особый статус в составе Вооруженных сил Российской Федерации. Сейчас казаки сражаются на фронтах СВО в том числе и за свое будущее. И хорошо было бы с вниманием и почтением отнестись к такого рода чаяниям казачества. Россия от этого точно не прогадает. А уж казачьей крови за Россию в боевых действиях уже пролито изрядно. И, кстати, боевая подготовка казачьих частей, на мой взгляд, может приравниваться к элитным боевым частям и соединениям нашей армии.
Ведется обсуждение того, как будут организованы и что будут представлять собой казачьи организации на новых территориях. Представители Союза Казачьих Войск еще год назад заявили, что этот вопрос будет решаться после окончания СВО. В частности, выбор будет стоять между образованием нового войска в каждой республике или созданием казачьих округов, которые уже частью войдут в Донское казачье войско, а частью. Решать это будут живущие в этих регионах казаки. Что вы по этому поводу думаете? Ждать ли нам возрождения Запорожской Сечи как некоего особого культурного казачьего пространства на территории Запорожья?
Отвечу коротко: никакая новая Запорожская Сечь не нам нужна. Где казачество — там Россия, а не Сечь. Казачество было и является одной из прочнейших опор государственного порядка в России.
Союз Казачьих Войск осуществляет свою деятельность на новых территориях согласно плана развития организации. Формируются округа. Рассматривается вопрос о воссоздании Черноморского казачьего войска СКВ.
Думаю, на новых территориях нашей России, во первых казаки должны получить льготные условия службы в Вооруженных силах и Росгвардии, прежде всего в офицерских училищах и частях специального назначения, а казачата — возможность обучения в особых вузах, ориентированных на сохранение казачьей истории и культуры.
Так, например, в Москве Университет имени Разумовского провел конкурсный набор в казачьих регионах на льготное обучение по целому ряду специальностей. Добрый почин! Его необходимо распространить шире, гораздо шире. И в первую очередь такого рода возможности следует дать молодой части населения Донбасса.
Газета «»