Евгений Макушев: “Тем, чем занимались наши деды, продолжаем заниматься мы”
Атамана Уфимо-Табынского отдела Оренбургского казачьего войска Евгения Макушева мне рекомендовали как человека, который как никто другой живет по казачьим традициям. Его часто вспоминают, когда нужно показать эталон современного оренбургского казака. С кем, как не с таким человеком стоило говорить о современном казачестве, его мировоззрении, взглядах на современные тенденции, обычаи и культуру.
Правила, ставшие образом жизни
– Евгений Викторович, расскажите вкратце, почему вы считаете себя казаком?
– Моему казачьему роду более 280 лет. В нашей семье сохранились родовые книги, от предков достались казачьи атрибуты: шашки, кинжалы, казачьи пояса и другие вещи. Я родился на исторической территории Оренбургского казачьего войска. Мои предки представляли линейное казачество. В нашей семье всегда передавались и сохранялись казачьи традиции. Конечно, в советское время наше происхождение приходилось скрывать. Но я всегда осознавал, что я казак.
– Что для вас означает жить по казачьим традициям?
– Например, своих родителей я всегда называл на «вы». Если в комнату входил старший, я вставал. Никогда не ругался матом. Естественно, что в нашей семье все были верующими. Я тоже православный. В нашей казачьей семье был наказ: «Не вступать ни в какую партию». Еще мой дед мне говаривал: «Вступишь в партию, я в могиле буду переворачиваться. Партии приходят и уходят, а казачество вечно. Вот твоя партия».
Книжка, папаха и бикеша
– Есть ли у казаков свои особенные праздники?
– Оренбургские казаки традиционно празднуют два праздника – день принятия Закона «О реабилитации репрессированных народов (26 апреля. – Прим. «КИ») и Георгия победаносца (Егорий, празднуется 6 мая. – Прим. «КИ»). Помимо этого, мы отмечаем все другие православные торжественные дни. Казаки стараются придерживаться всех постов. Каждое утро у меня начинается с молитвы, за стол мы также садимся с семьей только после того, как помолились. Я так воспитан. Крещение, венчание, соборование, отпевание – для казаков это обязательно.
– Чем вы занимаетесь на службе в казачестве?
– С 2013 года я был атаманом Станицы Белебеевской. С самого начала возрождения казачества мы начали заниматься военно-патриотическим воспитанием молодежи. Стояли у истоков казачьих классов.
Не за деньги, а за идею
– А какие традиции есть у вашей казачьей общины?
– Тем, чем занимались наши деды, продолжаем заниматься мы. Казачество – это частичка нашей жизни.
– Неужели молодежи это интересно? Сейчас часто можно услышать, что подрастающее поколение увлекается лишь гаджетами и социальными сетями.
– Молодежь, конечно, отвлекает все наносное, суетное. Например, интернет. Молодые люди все время сидят в телефоне. Но я заметил, что дети к нам тянутся. Не сидят без дела и наши жены, сестры и дочки: они готовят борщ, уху, вареники. Мы живем бытом казаков.
Все они не за деньги пришли, а за идею.
Сословие или этнос?
– Постоянно в обществе спорят: казаки – это сословие или этнос? А вы как считаете?
– Мы говорим, что мы народ. Это определяется нашей особенной культурой, традициями, компактным проживанием. Может быть, мы субэтнос, то есть народ в народе. Казаки приходят в загс и пишут в свидетельстве о рождении наших детей «казак» или «казачка». Иной раз это право казакам приходилось отстаивать через суд. Но сейчас у казаков на руках уже есть свидетельства с такой записью. И в загсе уже спокойно записывают нас казаками.
– Значит, русским вы себя не считаете?
– Я считаю себя казаком.
– Вам не кажется, что выделяя казачество в отдельную народность, вы закладываете мину для сепаратистских настроений?
– Нет, не кажется. Да, мы, казаки, осознаем, что идет стравливание наших народов извне. Через разного рода иностранные некоммерческие организации. Если таковых не будет, и никакой вражды не будет. А казаки – патриоты России. Вспомните Льва Толстого, который писал: «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». Казачество всегда и везде будет стоять на защите Отечества.
Не будешь делиться – подавишься
– Чего не приемлет современный казак?
– Несправедливости. Я всегда заступлюсь за женщину, за слабого. И при этом совсем неважно, за что их обижают. Я так воспитан. Так я учу поступать своих детей. Казаки всегда будут против гонителей православной веры. Я убежден, что в этой жизни надо помогать другим и делом, и словом. Десятину от своего заработка я отдаю в храм, десятину – на казачество, порой больше. Дед мне говорил: «Не будешь делиться – подавишься». Не приемлю я, когда поднимают национальный вопрос. Мы в Башкортостане живем в едином многонациональном доме, мы друг друга поддерживаем. Если я узнаю, что мои казаки начнут сеять межнациональную рознь, начнут привлекать к этому молодежь, я этого не потерплю. Казаки готовы только защищать. И только в рамках закона России.
– Но история казачества знала и другие примеры, когда казаки выступали против России.
– Я как казак люблю свой народ, славянский. Мы должны жить нашими законами, нашей культурой. Ее мы должны сохранить. Как дерево, мы сильны корнями. Да, нам пытаются подрезать корни. Но мы должны помнить наши основы. Если мы их забудем, тогда погибнем.
– Как вы относитесь к тому, что город Уфа растет огромными темпами и в город приезжают из разных регионов России?
– Понимаете, когда Уфа превратился в полноценный город, казаки выехали из него. Им нужна была земля, чтобы на ней можно было работать. Поэтому они селились и продолжали жить преимущественно в станицах. На каждого казака мужского рода давали 50 десятин земли. А где ее взять в городе?
А то, что современный город Уфа расширяется, так это мировая тенденция. Если сюда приезжают с добрыми намерениями, я только за. Мы, казаки, понимаем, что мир меняется, и мы должны это учитывать.
– Но подлинный дух казачества – в станицах, а не в городе?
– Если честно, да.
– Не связано ли это с тем, что в городах казачество не получает той поддержки, что в станицах?
– Существует стереотип, что казаки – это пьяницы, бандиты, что они могут только нагайкой наводить порядок. Это не так. Я, например, горжусь своей казачьей справой. В ней я по-другому себя чувствую. Мечтаю о том, чтобы люди, видя казака в справе, были уверены: это идет защитник, он всегда выручит и поможет.
– Какова главная цель современного казачества?
– Наша главная цель – духовное, культурное возрождение самобытного народа, корни которого тесно переплелись с судьбами славян и некоторых народов. Казачество всегда играло особую роль в истории России, беззаветно защищая ее рубежи, при этом активно осваивая культуру, традиции и обычаи соседних народов. Задолго до 1917 года казачество имело не только культурную, но и экономическую, военную и административную самостоятельность в рамках одного неделимого государства Российского.
– Чем еще должны заниматься современные казаки?
– Идти в законодательную и исполнительную власть, работать над тем, чтобы у нас стало уютней, безопасней. Чтобы ребенок мог гулять и ничего не бояться.
Интервью подготовил Евгений Умрихин