Сергей Воронин: “Цель у казаков сегодня одна, что бы выжить и сохранить казачье движение для потомков”

Казачество, пожалуй, единственное сообщество людей, которое за новейшую историю возрождения и развития постоянно выясняет внутренние противоречия в публичном поле. Это невозможно констатировать без сожаления, потому что как ни назови казаков сегодня – общественной организацией, сословием, а тем паче народом — такое поведение не свойственно ни одной из названных категорий. Более того, никогда не было характерно для казаков царской России. О том, как должны решаться споры и разногласия согласно казачьим традициям, помнят и понимают ли их сегодня казаки – интервью с атаманом Челябинского отдела ОКВ Союза Казачьих Войск Сергеем Ворониным.

— Сергей Анатольевич, что такое Суд чести в казачьей организации и каковы его функции?

— Старинные традиции казачьего самоуправления всю полноту власти, в том числе и судебной, отдавали кругу. Суд чести в казачьих войсках появился в XIX веке, когда произошло окончательное встраивание казачества как служивого сословия в систему Российской Империи. Это был орган, регулирующий морально-нравственное состояние казаков, разбирающий различные споры, в том числе и имущественные. Сегодня Суд чести Челябинского отдела ОКВ Союза Казачьих Войск, согласно уставу, избирается кругом сроком на 5 лет в составе пяти казаков. Его членами могут быть наиболее заслуженные и авторитетные казаки, знающие и соблюдающие традиции и обычаи казачества. В каждой казачьей общине, от хуторского до войскового уровня, есть свои Суды чести, которые, в свою очередь, входят в вышестоящие. Это коллегиальный консультативный орган, рассматривающий и разрешающий по существу споры и разногласия между казаками и казачьими общинами отдела, нарушения устава, совершение проступков, оскорбляющих честь и достоинство казака.

 — Современные станичные казачьи организации насчитывают от нескольких десятков, до сотен человек, а войсковые – это тысячи. Естественно, что в таком большом коллективе будут разногласия. Почему же на протяжении последней четверти века эти споры становятся предметом публичного обсуждения?

— За эти годы я много общался с казаками других войск, участвовал во многих кругах казаков, всероссийских и по территории Приволжского и Уральского округов. И, естественно, всегда было разномыслие. Но и тогда, и сейчас казаки определяли себя как людей православных, верующих. Многие отождествляют себя со службой, охраной границ, земельным хозяйствованием. Кто-то считает, что надо быть вольными. Законодательство позволяет — пожалуйста. Каждый выбирает себе дорогу, жену и веру. Но надо один раз это сделать, не меняя потом свое мнение без конца. Дело ведь даже не в тех, кого выбрали атаманами. Всё бывает в жизни: не люб человек, не подтверждает доверия. Обижаться-то зачем? Особенно на выборные должности. Завтра тебя выберут, и если твои действия не нравятся основной массе, то на кого обижаться будешь? Всегда эти скандальчики зависят от личных амбиций или какой-то обиды. Если для тебя главное — казачье дело, ты осознал себя казаком в жизни, тогда ты не будешь бегать по прессе и выносить наши внутренние проблемы на всеобщее обсуждение. Я признаюсь – терпеть этого не могу. Делай свое дело в рамках своей общественной организации или своего реестрового казачьего общества на общую пользу, для всего казачества. Быть может, и тебя оценят по делам твоим, спустя некоторое время. Старики раньше говорили: делай свой дело, а там что Господь даст. А дело казака в чем? Это твоя вера, семья, твоя земля. Сделайся там хозяином, чтобы ты не обижался. Как ты себя ведешь, так и будет. Если ты воспитаешь достойных детей после себя, вот тогда это будет не болтовня. Оставь добрую память о себе, как о порядочном человеке.

 — Когда только начиналось возрождение казачества, приходилось вспоминать все эти исторические традиции. Кто подсказывал, как вести круг, как выбрать есаульца, что такое Суд чести?

— Учились у стариков, использовали воспоминания бабушек и дедушек об устройстве казачьей жизни. Такие вещи не говорились в широком кругу, только для семьи, чтобы знали, кто мы и откуда. Но рассказы рассказами, а как на самом деле было? Начали мы искать исторические документы, касающиеся казачества в целом и Оренбургского войска в частности. Удалось найти «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск». Нам сделали с него копию. В документе подробно описан порядок проведения кругов, внутреннего устройства станичного правления, полномочия атамана, правления, станичных и хуторских судей. Также в то время Союз казаков России под руководством атамана Мартынова выпускал исторические методички для всех, это очень помогало. Отовсюду по капле. Но жизнь ставила вопросы современные, острые. Мир меняется, в одну реку дважды не войдешь. Даже в царских документах написано, какая статья отменяет предыдущую в связи с устареванием. Когда работали мы над положением о Суде чести впервые, то перелопатил множество литературы, и в итоге оно в том виде не прошло. Я сейчас понимаю почему — это была архаика, теперь другие реалии. Затем документы для вхождения в госреестр проходили юридическую экспертизу в краевых и федеральных инстанциях: Минюсте России, прокуратуре. Большие споры, например, вызывал пункт об обязательности православного вероисповедания для членов казачьих обществ. Разглядели в этом нарушение прав на свободу вероисповедания, но все же сумели найти нужные формулировки, не противоречащие действующему законодательству России. Великое благо, что сейчас можем открыто пользоваться своими традициями, в том числе по урегулированию внутренних конфликтов. Будет польза, если и со стороны станет видно всем, как мы способны их решать. Нельзя порочить все казачество, выставляя своих братьев в глазах общества кучкой вечно дерущихся смутьянов.

 — Можно ли сказать, что казаки сегодня недостаточно пользуются таким историческим институтом как Суд чести?

 — Конечно, лучше бы меньше пользовались. Но дело в том, что не все казаки хорошо знают историю. Забывают, что у них есть территориальные Суды чести и Советы стариков, куда всегда можно обратиться. Они же выбираются из своих, уважаемых и достойных казаков. Получается, что недовольные сами не уважают тех, кого избрали для разбора конфликтов, а сразу бегут в публичное пространство. И начинается грязь нескончаемая. Собирается кучка и поливает друг друга и всех вокруг в прессе, в интернете, во всеуслышание. Для чего это делается, если можно поставить вопрос один раз и решить его? Но если цель — вовсе не прийти к решению проблемы, а обычный самопиар, привлечение к себе стороннего внимания, то это уже другое. Сегодня мы можем исключить казака из организации, а в старину было гораздо серьезнее – изгнание из станицы, что было равносильно самоубийству. Обратитесь к тем, кто опытен, прожил жизнь и понимает, как лучше сделать. Конечно, если Суд чести выбран формально, то он так и будет работать. Выбирайте не обязательно стариков, а тех, чье слово веско, кто пользуется авторитетом и уважением.

 — Из выступлений в СМИ и блогосфере для стороннего читателя создается впечатление, что те, кто публично поднимает внутренние казачьи вопросы, как раз компетентны в традициях…

— Наша главная традиция — это уважение к старикам. Если обычно Суд чести возглавляют старики, то получается, тебе не важно их слово. Взаимосвязано три поколения: старшее среднее и младшее. Что мы делаем сами, тому и учим наших детей, нашу надежду.

 — Быть может, гласность и публичность, наоборот, на пользу казачьему развитию?

 — Не надо путать это с гласностью в гражданском поле государства. Если вы — члены казачьей организации, то для чего мы собрались и утверждали на кругах свои правоприменительные документы? Не нравится соблюдать, тогда зачем вы здесь? Вас никто не тянул сюда. Это какое-то раздвоение личности.

Сегодня вообще творится в сети интернет беспредел и моральное уничтожение казачества. На сайтах поливают грязью атаманов действующих и бывших. Зачем выносить сор из избы. Изучите к примеру опубликованные материалы сайта “КИАЦ”. Там столько негатива об атаманах и казаках. Напрашивается вопрос – зачем? Ведь этот сайт смотрят и те граждане, которые не имеют отношения к казачеству и у них складывается мнение в целом о казачестве.

 — К чему сегодня должно стремиться казачество? Какова сегодняшняя цель для казаков?

— Цель у казаков сегодня одна, что бы выжить и сохранить казачье движение для потомков. А задача ставится сегодня такая – консолидация казачьего движения России.

Елена Смычник

Один комментарий: Сергей Воронин: “Цель у казаков сегодня одна, что бы выжить и сохранить казачье движение для потомков”

Партнёры