В рамках Стратегии государственной политики в отношении российского казачества на период 2021–2030 годов казачество определяется как исторически сформировавшаяся социокультурная общность. Однако такое определение вызывает разногласия среди участников различных казачьих организаций и сообществ. Некоторые представители выдвигают тезис о том, что казаки должны быть признаны отдельным народом или этносом, а также выступают за возможность создания собственного государственного образования. Рассмотрим взгляды научного сообщества на этот вопрос.
В ходе своего выступления на одном из мероприятий президент Российской Федерации Владимир Путин охарактеризовал казаков как «особую касту». Он отметил, что казаки всегда играли важную роль в российской истории, выполняя функции служилого сословия, которое охраняло рубежи страны. По словам президента, «их служба Отечеству продолжалась в различных формах, отражая происходившие изменения».
Термин «казачество» имеет множество толкований. Например, в Большой российской энциклопедии казачество описывается как этнокультурная и историческая общность, сформировавшаяся на южных окраинах русских земель ещё в XIV веке. В свою очередь, Большая советская энциклопедия и Большой энциклопедический словарь рассматривают казачество как военное сословие,
существовавшее в дореволюционной России с XVIII до начала XX века. Согласно этим источникам, в период с XIV по XVII век казаками называли свободных людей, освобождённых от обязательных государственных повинностей, которые занимались промыслами или военной службой.
Толковый словарь Ушакова трактует казачество как отдельное сословие, а в словаре Ожегова казаки описываются как члены военно-земледельческих общин свободных переселенцев. В разные исторические эпохи казаки рассматривались как представители крестьянства, а также как военнослужащие, входившие в состав кавалерийских подразделений.
Научные дискуссии о сущности казачества и его статусе не прекращаются, и учёные высказывают самые разные точки зрения.
Казаки как часть народа
Кандидат исторических наук Николай Никитин считает, что казаки являются этнографической группой, входящей в состав русского народа. Учёный утверждает, что с научной точки зрения казаки могут быть отнесены к субэтносу, поскольку у них больше общего с русскими, чем отличий. Тем не менее он признаёт, что некоторые группы населения из-за своих культурных и языковых особенностей стремятся считать себя отдельным народом. Никитин напоминает, что идеи выделения казаков в самостоятельный этнос активно обсуждались ещё в годы гражданской войны на территории Дона и Кубани. Однако он утверждает, что аргументы сторонников этой концепции не выдерживают критики, поскольку не подкреплены серьёзными научными данными.
Исследования ДНК, проведённые среди казаков, не выявили существенных генетических отличий от остального русского населения. Основу генетического профиля казаков составляет восточнославянская группа. По мнению Никитина, популяризация идей о древнем происхождении казачества и его независимости от русского этноса зачастую связана с недостаточным уровнем образования и незнанием научной литературы.
Казаки как часть социума
Главный научный сотрудник Института российской истории РАН Николай Бугай в своей книге «Казаки Юга России: конституирование, эволюция, современность (XX–XXI вв.)» анализирует казачество как этнографическую составляющую русского народа. Учёный подчёркивает, что казаки всегда находились в постоянном взаимодействии с другими этносами, проживавшими на территории России, что обусловило их многонациональный характер. В своей работе Бугай отмечает, что казаки играли важную роль в жизни Российской империи, внося значительный вклад как в экономическое развитие страны, так и в её культурную сферу.
С его точки зрения, споры о том, следует ли считать казаков отдельным народом, не имеют практического смысла. Российское законодательство уже закрепило казачество как «исторически сложившуюся культурно-этническую общность».
Пятьаспектовказачества
Профессор Андрей Венков выделяет пять основных характеристик российского казачества:
В начале XIX века казаки были официально признаны сословием.
Они сформировали социально-экономическую группу, которая подверглась репрессиям во время гражданской войны.
Казачьи войска функционировали как автономные общины, в которых преобладала коллективная собственность.
Казачество представляло собой воинскую организацию, выполнявшую задачи лёгкой кавалерии.
Древнейшие казачьи войска сформировали устойчивые поведенческие стереотипы и чувство самосознания, что со временем стало основой для восприятия казаков как отдельного народа.
Исторические изменения
Кандидат исторических наук Борис Корниенко подчёркивает, что казаки разных регионов и эпох существенно отличались друг от друга. Учёный отмечает, что в XVI веке казаки представляли собой открытые общины, куда принимали новых членов без строгих требований к происхождению. Лишь к XVII веку казачество стало постепенно замыкаться под влиянием государственной политики. В Российской империи казаки официально считались сословием, однако их культура и язык имели региональные особенности.
Корниенко положительно оценивает современное определение казачества как социокультурной общности, закреплённое в стратегии государственной политики.
Происхождение и этничность
Алексей Волвенко, заместитель директора по научной работе Таганрогского института, акцентирует внимание на двух ключевых аспектах казачества: его происхождении и этнической принадлежности. Он считает, что казаки сформировались на территории Дона в XV–XVI веках в результате взаимодействия и смешения различных групп населения, среди которых были как славянские, так и тюркские элементы.
По мнению Волвенко, каждое казачье войско обладало своими уникальными особенностями, что отразилось и на этническом разнообразии казаков. Современное казачество, как отмечает исследователь, имеет мало общего с тем, что существовало до революции, и значительно отличается от своего исторического предшественника.
Заключение
Российское казачество представляет собой сложный и многогранный историко-культурный феномен. Несмотря на продолжающиеся споры и разногласия, учёные сходятся во мнении, что казаки являются частью русского народа, однако обладают особыми и уникальными социокультурными чертами, которые выделяют их на фоне остального населения.
Справка
В 2010 году суд вынес решение по иску Управления Министерства юстиции РФ в отношении общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области».
Минюст требовал ликвидировать казачью организацию, аргументируя это тем, что формат национально-культурной автономии для казаков не предусмотрен действующим законодательством. Однако суд не поддержал позицию ведомства, посчитав её несостоятельной.
Одним из главных аргументов истца было заявление о том, что у казаков нет собственного языка. Этот довод был опровергнут на основании «Донского словаря» А. В. Миртова, изданного в 1929 году Научно-исследовательским институтом изучения местной экономики и культуры при Северо-Кавказском государственном университете. В словаре, содержащем около семи тысяч слов, подробно раскрываются уникальные фонетические и диалектные особенности казачьего языка, что убедительно свидетельствует о его существовании.
Также был отклонён аргумент о том, что в Российской Федерации не существует национальности «казак». Согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, по данным последней Всероссийской переписи населения, 20 648 человек на территории области идентифицировали себя как казаки. Из них 10 265 человек проживают в городах, а 10 383 — в сельских поселениях.
Судья Игорь Кубасов пришёл к выводу, что казаки являются этнической группой с уникальной культурной идентичностью. При этом на территории Волгоградской области казаки находятся в статусе национального меньшинства. Учитывая положения Федерального закона от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», суд признал законным создание казачьей национально-культурной автономии.