Легендарный Донский Атаман Сары-Азман

Сары-Азман — первый известный донской казачий атаман, о котором сохранилось очень мало сведений. Одним из немногих источников, упоминающих его, является «История государства Российского» Николая Карамзина. Он кратко сообщает, что в 1549 году Сары-Азман, будучи подданным царя Иоанна IV (Ивана Грозного), строил крепости на Дону, выражая тем самым нежелание подчиняться мусульманскому государству.

Более подробные сведения о Сары-Азмане содержатся в письме ногайского князя Юсуфа, направленном Ивану Грозному в 1550 году. «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырех местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди – Сарыазманом зовут – разбойник твой пришел и взял их», писал князь русскому царю.

Царь Иван Грозный в ответе князю Юсуфу дипломатично отстранился от действий Сары-Азмана, заявив, «те разбойники, что гостей ваших забирают, живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы не один
раз посылали, чтобы их переловить, да наши люди добыть их не могут. Вы бы сами велели их переловить и к нам прислали, а мы приказали бы их показнить. Гостей
ваших в своей земле мы бережем, а дорогою береглися бы они сами.

Тебе известно, что на Поле всегда лихих людей много разных государств, и тех людей кому можно знать: нам гостей ваших беречь на Поле нельзя, а бережем и жалуем их в своем государстве».

Далее царь добавлял, что хотел бы с Юсуфом «дружбу свою крепкую держати, а то что Сары-Азман Князевых людей побил, тут царь ему ничем помочь не может, но если Юсуф поймает Сары-Азмана и пришлёт его в Москву, то царь «велит его казнити».
В ответном письме Ивану Грозному князь с упреком замечает что «дружба ли то, что на Дону твои холопи, Сарыазманом зовут, наших послов и гостей разбивают и грабят.»

Отношения между Москвой и Ногаем осложнялись действиями казаков Сары-Азмана, что вызвало напряжённость в дипломатических переговорах. Несмотря на жалобы и упрёки, Иван Грозный продолжал отвечать уклончиво, не принимая на себя ответственности за действия казаков.

Личность Сары-Азмана остаётся загадкой, так как исторические документы о его происхождении и жизни не сохранились. Известно только его имя, которое упоминается в источниках. Донской историк Е.П. Савельев предполагал, что «Сары-Азман» — это не имя, а персидское выражение, означающее «удалец», и возможно, оно использовалось ногайцами. Вероятно, так казаков называли их соседи. Современные исследователи Н.С. Коршиков и В.Н. Королёв выдвинули гипотезу, что Сары-Азман мог быть татарином, мещерским или азовским, либо русским, но носившим татарское прозвище.

Что касается мест, где находились укрепления Сары-Азмана, учёные считают наиболее вероятным их расположение на Верхнем Дону. Это место было удобно для нападений на послов и купцов, пересекавших реку Воронеж, которая упоминается в источниках как место «разбойных» действий атамана.

Так, Сары-Азман остаётся в истории как один из первых упомянутых казачьих атаманов, чьи деяния оставили след в отношениях Московского государства с его южными соседями, но многое о его жизни и деятельности остаётся неизвестным.

 

Комментарии запрещены.

Партнёры