Структура

Логин

Удастся ли найти точки соприкосновения между реестровыми и общественными казаками?

Удастся ли преодолеть найти точки соприкосновения между казаками/
Атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда рассказал о планах сближения с 
казаками-общественниками.

К истории вопроса

Своего рода раскол среди казаков начался в 90-х годах прошлого века, когда перед ними стал вопрос- входить в реестр или нет? Само понятие реестрового качества возникло в XVI веке в Речи Посполитой. В то время на южных границах этого государства, позже ставшего Польшей, было неспокойно. С одной стороны они подвергались набегам турок и татар, с другой — запорожских казаков. Для того чтобы как-то утихомирить казачью вольницу, был составлен правительственный список — реестр. Вхождение в него означало найм на государственную службу. Реестровым казакам выплачивали казенное жалование, а также снабжали оружием и военными припасами. Им был даны ряд привилегий: реестровые казаки были приравнены к так называемой безгербовой шляхте, не имеющей политических прав. Никто не мог занимать государственные должности и избираться в Сейм. Взамен казаки должны были нести пограничную службу на границе в Южном Поднепровье. Казаки, вошедшие в реестр, стали называться войском Запорожским. Те, кто не захотел входить в реестр, именовались войском Запорожским низовым. Это стало началом раскола, в чем было заинтересован Речь Посполитая. Казаков, не пожелавших служить, поляки не признавали казаками. Их всячески притесняли и хотели уничтожить. Реестровые казаки давали присягу королю и обязывались не только отражать набеги татар, но и участвовать в подавлении беспорядков крестьян и вольных казаков. При этом атаман назначался от шляхетства.

Казаки, которые вошли в реестр, несмотря на данные права периодически притеснялись. Поляки, будучи ярыми католиками, ненавистно относились к православию. Проклятые схизматики — так называли тех, кто оставался верным православной вере. Это вызывало ненависть казаков к ляхам и было одной из причин периодических восстаний, крупнейшим из которых стало выступление Богдана Хмельницкого, в ходе которого реестровое казачество перешло на строну восставших. Национально- освободительная война шла с переменным успехом. Когда поляки терпели поражения, то заключали мир и соглашались увеличить число реестровых казаков. Стоило восставшим проиграть, то при заключении мирного договора число реестровых казаков уменьшалось.

После заключения Переяславского договора казаки Левобережья перешли под протекторат России. Царь Алексей Михайлович Романов не только оставил казакам прежние привилегии, но и расширил их. Реестровым казакам, численность которых в то время составляла 60 тысяч человек, царь обещал не вмешиваться во внутренние дела казачества, сохранял местную администрацию и обязался защищать Войско Запорожское от притязаний Польши.

После разгрома Запорожской Сечи и создания Черноморского войска понятие «реестр» было упразднено.

Казаки для России или Россия для казаков?

В начале 90-х годов началось возрождение казачества на Кубани. Тогда все казачьи отделы, округа, общества были не входили в реестр. Хмельной ветер свободы гулял в головах потомков запорожцев и линейцев. Часть казаков требовала возвращения земель, принадлежащих служивому народу, всерьез обсуждалось создание отдельной республики — Казакии. Большинство трезвомыслящих казаков понимало, что возврата к прошлому в полном масштабе не будет. Их целью было возрождение уклада казачьей жизни, сохранение самобытности, традиционного образа жизни. Они не допускали мыслей об обособленности казачества, создании каких-либо независимых казачьих республик и прочих самостийных образований вне государства Российского.

Окончательный раскол наступил в 2005 году, когда был принят Федеральный закон «о государственной службе Российского казачества», где были изложены права и обязанности казаков. В том числе и несение государственной службы. Тогда и были сформированы 11 реестровых войск. Те, кто не пожелал нести госслужбу, получили название общественники. Сегодня в России 2900 казачьих объединений, войск, отделов, округов и так далее. Федеральный закон «Об общественных объединениях» позволяет создавать казачьи общества где угодно. Их учредителями могут выступать и физические, и юридические лица. Вот и изгаляются казаки, создавая свои объединения, движения, союзы и так далее. Можно создать, к примеру, Хацапетовское или Урюпинское казачье войско. Неважно, сколько в них штыков. Важно название. Тогда можно качать права, выступать по делу и не по делу, навешивать полковничьи и генеральские погоны, увешивать форму всевозможными наградами, вплоть до Георгиевских крестов. И таких, с позволения сказать воинов-казаков, честно относящихся к службе, называют ряженными, не разбирая, кто перед ними — клоуны или настоящие казаки, которые, как и их предки служат Отечеству.

С кем объединяться, а кого послать подальше?

Николай Долуда, особо отметив, что казачество без России невозможно, пока назвал две общественные казачьи организации, с которыми имеет смысл взаимодействовать.

— В ближайшее время будут подписаны соглашения с Союзом казаков-воинов России и зарубежья и Союзом казаков России. Мы будем проводить совместные мероприятия, поминовения, спортивные состязания. У нас есть точки соприкосновения, — подчеркнул Верховный атаман.

Дальше все зависит от доброй воли других казачьих объединений и организаций. На Кубани был опыт участия в совместных патриотических акциях со Всекубанским казачьим войском. 

Общественники участвовали в поминовениях, приезжали в Тамань, где ежегодно отмечается день высадки казаков на Кубань, выставляли своих наездников на скачках в Атамани.

Формы взаимодействия могут быть самыми разными: участие стариков войска в образовательных программах и культурных мероприятиях, и занятия с подрастающим поколением. Каждый юноша в перспективе может стать реестровым казаком, а затем вернуться в общественное казачество. Такая форма взаимодействия была бы весьма продуктивна. Не терялась бы связь поколений, говорил в свое время атаман ВКВ Василий Комлацкий в интервью ВК Пресс.

Так, что есть о чем говорить, может быть чему-то поучиться друг у друга.

С кем нам точно не по пути, так это с провокаторами, рядящимися в казачью форму, с теми, кто уперся как баран в новые ворота в идею самостийности и всячески продвигает идею создания Казакии, возвращения на Присуд, с теми, кто у кого радение за чистоту казачьей крови доходит до абсурда. Нужно помнить слова великого русского писателя Льва Толстого: граница породила казачество, а казаки создали Россию. Так давайте вместе беречь Отечество.

Источник: https://www.vkpress.ru/projects/kazachiy-blog/udastsya-li-nayti-tochki-soprikosnoveniya-mezhdu-reestrovymi-i-obshchestve
0

2 комментария: Удастся ли найти точки соприкосновения между реестровыми и общественными казаками?

  • Софья говорит:

    — В России в общей сложности проживают более полутора миллиона казаков, с учетом реестровых и нереестровых. Будем организовывать мероприятия, чтобы найти точки соприкосновения с казаками как реестровыми, так и из общественных объединений. Мы живем в одной стране, нам делить нечего. Должны друг друга понимать и в случае необходимости стоять по одну сторону баррикад.

  • Павел говорит:

    Казачья станица — административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлки). Округ каждой станицы в Российской империи составлял её станичный юрт; лица войскового сословия, живущие в юрте станичное общество. На станичном сборе выбиралось станичное правление: станичный атаман, его помощник и казначей. Атаман распределял земли между семьями казаков.

Партнёры

zaksob.ru

Тоцкая крепость