Потомственные казаки: чем они сейчас занимаются, и о чём молчит история?

Потомственные казаки: чем они сейчас занимаются, и о чём молчит история?

В середине XVIII века на оренбургских степных просторах появились первые казаки. К устью реки Яик приезжали на службу после раскола вольные люди, старообрядцы, а позже и беглые. Войско на границе Российского государства изначально создавалось с единственной целью – защищать территорию от набегов башкир и киргизов. А позже оренбургские казаки участвовали во всех внешних войнах Российского государства и завоевании Средней Азии.

Феномен казачества гордо шагает сквозь столетия. Только в Российском государстве существовало и существует такое явление, как казаки. Не важно какого цвета у них кожа, на каком языке они говорят и кому молятся перед боем – они всегда остаются единым целым как в мирное, так и в военное время. Именно поэтому нам завидовали Наполеон, английские лорды и турки. О казачестве на оренбургской земле рассказал интернет-изданию «ПроОрен» потомственный казак Георгий Хисматулин.

Все казаки разговаривают на одном языке

– Казаки – народ вольнолюбивый. Мы идём своим путём – передаём историю и навыки своим детям. Сколько себя помню, проводим все вместе семинары, в том числе и по войсковой подготовке, и верховой езде. Своего сына тоже с детства учу – он уже с года на лошади катается, деревянную шашку ему подарил и показываю элементы фехтования. Современный казак может заниматься чем угодно – работать врачом, чинить компьютеры или строить дома, но он всегда помнит свои корни. Мы уяснили один момент – все казаки разговаривают на одном языке. Мы есть. И всё.

Официально в 1993 году президент Борис Ельцин подписал указ о создании нескольких казачьих подразделений в составе вооружённых сил России. По задумке властей в эти подразделения должны были призывать исключительно казаков, а вот как проверять, кровь казачья течёт в новобранце или обманывает юнец, никто не придумал. Так что, сегодня любой гражданин может вступить в ряды казачьего общества с 18 лет. Как говорит Пётр, потомственные казаки этого категорически не понимают и не принимают.

Уничтоженные традиции

Казак, по сути, тот же крестьянин – так же пахал землю, ухаживал за скотом и содержал семью. Но когда наступала война, он брал коня и отправлялся на фронт. Именно в Гражданской войне традиции казачества уничтожали штыком и огнём.

– Традиций у нас очень много… К сожалению, большинство из них стёрли со страниц истории с приходом советской власти. Она буквально осуществляла геноцид казаков. Наши предки всеми силами старались сохранить самобытность. Поэтому на оренбургской земле шла кровопролитная война во время противостояния красных и белых. У казаков своя культура, отличная от русских, свой уклад жизни, обычаи, песни, которые передаваясь из поколения в поколение.

Самой любимой пищей казака в наших станицах были щи из кислой капусты, арбузник и пельмени с традиционной начинкой из мяса или с необычной – из капусты и груздей. А вот малороссы уважали вареники и галушки. В праздники и по воскресеньям на столах казацких семей появлялись горячие шаньги – пшеничные круглые лепёшки, обмазанные сметаной. Казаки всегда любили поесть сладко и были готовы отдать последние гроши, чтобы угостить гостей своего дома.

Меня как представительницу женского пола особенно заинтересовала одежда русских казачек. Одежду жены казака можно назвать военной формой. Обыкновенный домашний костюм женщин состоял в основном из «рукавов» – сорочки с воротом и рукавов, доходящих до кисти руки. А на них красовались галуны – нашивки из золотой или серебряной мишурной тесьмы. По ним можно определить, что, например, казачка Пантелеева – жена есаула. Они этим очень гордились.

Из пелёнок в седло

Хотелось бы отдельно рассказать о боевой дружбе. Совсем юных 12-летних казаков называли вплоть до поступления на службу «малолетками». Когда казак начинал обучаться военному делу, родители дарили ему маленького жеребёнка. Мальчишки вместе с ними росли и учились дружбе. Казак и его конь становились лучшими друзьями. Наша конница славилась по всему миру, в том числе и мастерством управления своим конём только ногами. Таким образом, казак мог держать в одной руке наган, а в другой – шашку. И даже Наполеон говорил: «Будь у меня три тысячи казаков, я захватил бы весь мир!».

– Связь между казаком и конём появлялась такая крепкая, что верный скакун мог по свисту узнать своего наездника из ста человек. А если казак терял в бою коня, это была самая большая трагедия.

Чиновникам нужно совершенно другое казачество

Сначала казаки верой и правдой служили Екатерине II, подарившей им земли, а потом до последней капли крови своему императору. Они никогда не относили себя ни к белым, ни к красным. «Мы потомки казаков», – говорят они.

– После революции, естественно, казаки сплотились против Иуд, пришедших к власти. Были до конца верны Николаю II и Отечеству. Тем, кому давали присягу. Во время Гражданской войны большое число оренбургских казаков погибло на фронтах, а затем во время зимнего отступления по безлюдным киргизским степям. Многие после тех кровавых событий оказались на чужбине – в Китае и Австралии. А те, кто вернулся из отступления и остался в своих станицах, в 1921 году пережили голод, и, начиная с 1929 года, репрессии и коллективизацию. Сегодня потомственные казаки стараются сохранить то, что уцелело. Сегодня наша задача создать Историко-культурный казачий центр. Но нынешняя ситуация в отношениях с властью не совсем понятна. Может, чиновникам нужно совершенно другое казачество?

 

Екатерина Гусарова

9 комментариев: Потомственные казаки: чем они сейчас занимаются, и о чём молчит история?

Партнёры