О МОЛИТВЕ ДОМАШНЕЙ

О МОЛИТВЕ ДОМАШНЕЙ

Позвольте сегодня рассказать вам о том, сколь важнá домáшняя мол́итва.

Вообще-то, о том, что молиться необходимо не только в церкви по праздникам, но и дома каждый день – это мы знаем: об этом нам говорят с самого детства, со дня нашего Святóго Крещéния. Об этом же, как правило, напоминает нам и духóвный отéц, когда мы в очередной раз придём на ́исповедь. Но многолетний опыт показывает: несмотря на очевидную ясность вопроса, несмотря на многократные напоминания – многие, очень многие христиане пребывают нынче в тяжком молитвенном упадке…

Причём, никто не считает молитву ненужной, но почти каждый свою лéнность к домашней молитве оправдывает некими посторонними обстоятельствами: кто-то – отсутствием времени, кто-то – усталостью, кто-то – забывчивостью.

Так неужели же, здесь столько препятствий? Неужели, действительно, так трудно молиться дома?

Да, какие-то препятствия, возможно, и есть, но наша первая беда заключается в том, что мы не понимаем, в чём они заключаются. А разобраться в этом необходимо!

А сколько, вообще, времени полагается молиться? Есть ли здесь единый «стандарт»?

Надо сказать, что определённого единого для всех объёма ежедневного мол́итвенного прáвила не было даже в монастырях: каждый ́инок исполнял то, что ему было поручено его евáнгельским отцóм.

Ещё меньше единообразия было и есть в отношении мол́итвенного прáвила мирян: кто-то молится больше, кто-то меньше, кто-то – совсем немного. Но, даже если и совсем немного, однако, всё равно – каждый день! Совсем же не молиться – такого не допускают никакие, даже самые мягкие церкóвные прáвила и обычаи. Не допускают, потому что прекращение молитвы неумолимо вызывает прогрессирующее духóвное умирание человека, тот фатальный процесс, конец которого – в геенне огненной.

Однако, чтобы не смущать наших читателей перспективой многочасовых молитвенных упражнений, давайте оговоримся: в дальнейших рассуждениях наша речь пойдёт о минимальном мол́итвенном прáвиле – о том, что в церковном обиходе называется «Малый начал» – небольшое молитвенное послóдование, имеющее предначинательное значение. Оно включает молитву мытаря, молитву Богородице «Достойно есть…», славословие Троице и отпýстную молитву. Вместе со всеми поклонами, – потребует времени около одной минуты, вместе с возжиганием лампады, доставанием лестовки и подручника – не более трёх (пяти) минут, чтобы всё не спеша совершить… Согласитесь, это уже не страшно? И не утомительно? Но почему же тогда мы и этого не совершаем?

Быть может, мы настолько загружены, что у нас, действительно, совсем не остаётся времени на молитву? Ну уж, полно! Неужели кто-то из нас всерьёз станет утверждать, что, имея в сутках двадцать четыре часа, в каждом из них по шестьдесят минут, не найдёт два раза в день по три минуты – утром и вечером – для того, чтобы совершить минимальную домашнюю молитву? Поэтому, если кто-то на самом деле считает, что у него «нет времени на молитву» – такой человек явно обманывает себя и лжёт перед Бóгом. И наоборот: стóит только ЗАХОТЕТЬ найти время для молитвы, – и оно без труда найдётся, при всей нашей занятости.

Другие ссылаются на свою забывчивость… Утверждают, что хотят и любят молиться, но вот только снова и снова забывают об этом, и так – каждый день… Может быть такое? Нет, этому объяснению верить тоже нельзя – оно лукáво. Разве так уж трудно этакую забывчивость преодолеть? Например, попросить кого-то из домашних напоминать нам про молитву, или установить напоминание в мобильном телефоне, или написать самому себе табличку “Не забудь помолиться!” и поместить её в таком месте, чтобы она была на виду. Хитрость не великая. И проблема забывчивости легко разрешится, если только ЗАХОТЕТЬ её разрешить.

Бывает, что мы не можем организовать свой режим так, чтобы у нас находилось время для молитвы. Но и это не оправдывает нас, ибо наш режим, всё-таки, в наших руках. И если мы находим время для того, чтобы отдохнуть, почитать что-нибудь интересное, пообщаться по телефону с приятелями, посмотреть телевизор, то – как мы можем после этого утверждать, что нам не хватает времени для молитвы?

Мы, вроде бы, и понимаем, что молитва необходима, но…

не можем заставить себя молиться.

Почему?

Причина наших молитвенных затруднений вовсе не в занятости, и не в забывчивости, и ни в каких-то иных помехах. Причина в другом, – в том, что дьявол день за днём с изобретательностью и коварством отводит нас от молитвы, а мы, как слепые котята, не осознаём, что все наши привычные отговорки, изощрённо навязываемые нам сатанóю, являются банальным самообманом.

Наша главная беда в том, что мы не ощущаем, как диáвол обманывает нас. Не умеем распознавать его ковáрных кóзней… Более того: мы уже во многом поддались им, потеряли христианское трезвомыслие, и именно потому нам нелегко бывает понять, что с нами происходит на самом деле, и куда толкает нас лукáвый. Именно против нашей молитвы и лютýет более всего сатанá!

Как же выбраться из этого гóрестного состояния? В первую очередь – надо начать молиться. Именно молитва помогает нам избавиться от диáвольского наваждéния, помогает разобраться в жизни, придаёт силы.

Мол́итва – наше первейшее духóвное оружие.

А диáвол лукáво уговаривает нас спрятать его подальше или вовсе выбросить на свалку – потому, что «время сейчас мирное, спокойное, воевать нé с кем, и зачем зазря таскать с собой такие тяжести? Вон, посмотри вокруг, все нормальные люди своё оружие уже побросали… И ты бросай поскорее!». Душá наша охладевает, молитвы забываются, а прийти в храм – просто невозможно решиться.

Но давайте, по крайней мере, перестанем себя обманывать, прекратим поиск очередных лукáвых оправданий. Причина наших молитвенных затруднений одна – наше духóвное охлаждение, наше маловéрие, наше отступление от Церкви и от Бога, и надо в этом откровенно признаться самим себе.

Теперь же, когда мы осознали причину своего духóвного бедствия, – мы должны приложить все силы к исправлению ситуации. И не будем сомневаться в успехе: при Бóжией помощи наше старание не будет напрасным. Такие примеры есть, Слáва Бóгу.

Если же мы не найдём усердия для таковóй работы над собой, не захотим исправить свою духóвную жизнь, то чего же тогда мы стóим, как христиáне?

 

Один комментарий: О МОЛИТВЕ ДОМАШНЕЙ

Партнёры