Казачье движение сегодня

Казачье движение сегодня

Казаком сегодня быть хлопотно. Лошадей на казачьих подворьях практически нет, традиции теряются, а споры об исторической правде становятся все громче.
Особенно слышны споры на исторической территории Оренбургского казачьего войска, где в казачьих рядах вообще трудно разобраться. Много казачьих структур, самостоятельных первичных организаций и одежду носят разную. Откуда пошли такие противоречия? О том, что происходит в казачьих Оренбуржья сегодня рассказал читателям «KAZAK56» казачий полковник Сергей Неретин.
— Сергей Васильевич, почему в казачестве на протяжении последних 25 лет не утихают разногласия?
— Причины — в неопределенности отношений к казакам властей, как в центре, так и на местах. Есть реестровое казачество и есть общественные казачьи объединения такие как Общероссийская общественная организация «Союз казаков», Общероссийская общественная организация СКВРиЗ и другие казачьи объединения. К ним относится наибольшая часть казачества России — большинство казаков Ставрополья, Сибири, Дальнего Востока.  Я не принадлежу к реестровому казачеству. Наша казачья организация — Оренбургское казачье войско Объединения юридических лиц “Международная неправительственная организация” ВСКА. Наша межрегиональная казачья организация — вошла в ВСКА в октябре прошлого года. Вообще МКО ОКВ было создано в Оренбурге в сентябре 2017 года. Союз ВСКА близок нам по символике, по своему духу и задачам, которые ставит перед собой.
Сегодня очень много говорят, что казачество должно брать на себя какие-то «служебные» функции, скажем, народной полиции? Вы не разделяете такое мнение?
— Я не разделяю такое мнение. И знаете, почему? Казаки всегда отрицательно относились к полицейским функциям в отношении гражданского населения России. Современное понятие «казачий реестр» подразумевает служение политической структуре.
— Историю казачества каждая власть переписывала по-своему?
— Версий существует множество, большей частью, конечно, романтических. Историю переписывали всегда. И в древности, и в царское время, и при советской власти, и сейчас. Не только в отношении казачества. И обижаться тут не на что — она всегда перелицовывалась в угоду современному положению дел. Сейчас очень трудно найти единственную версию. Для меня наиболее правдоподобной выглядит версия Гордеева, донского казака и историка, который определил происхождение казачества как массового поселения славян на окраинах Руси. Это относится к 13-14 векам, к периоду владычества Золотой орды. Тогда десятую часть населения в виде дани русские княжества платили орде, которые и были этими поселенцами.
Они селились по берегам Дона, который был далекой окраиной. Это такая «полоса отчуждения». Люди здесь выполняли «почтовую» роль между ордой и русскими князьями. Большей частью они служили в легкой коннице ордынских ханов. Отсюда идет сохранившаяся на сотни лет тактика казачьих войск, во многом сходная с тактикой степной конницы.
— То есть крови в казаках всякой намешано?
— Позже в эти поселения уходили беглые крепостные крестьяне с пределов Руси, Польши, Украины. Поэтому научные источники большей частью называют казаков субэтносом. Но влияние орды проявлялось в одежде, экипировке, и лошади изначально были маленькими степными лошадками. С падением Золотой орды на окраинах Руси возникло огромное количество населения, имеющего свой уклад жизни, причем организованный по-военному.

Казачество всегда отличалось тем, что благодаря навыкам пограничной жизни, могло находить общий язык и сосуществовать с другими государствами. Это, кстати, заметно и сегодня: человек из центральной России совершенно неадекватно воспринимает жизнь на Кавказе или в Средней Азии…
— Возрождение казачества началось с изменением социально-политического строя в России. О нем много говорилось, а что происходит?
— Есть региональные особенности в казачестве?
— Казачий полковник Елисеев так сформулировал региональные отличия. Кто чем разговляется на Пасху — после Великого поста? Кубанцы — салом, уральцы — красной рыбой, оренбуржцы — калмыцким чаем. Вообще, казак казака всегда различит даже в огромной московской толпе!
— Но есть то, что казаков Оренбуржья объединяет?
— Да. Православная вера, воспитание в духе служения Отечеству. А также приверженность казачьим идеалам, а это — твердое следование принципам казачьего самоуправления. У казаков сегодня много объективных проблем, которые трудно преодолеть.  Сегодня только 10% его составляют сельские казаки. Менее 11% из них религиозны, и лишь 1% всего казачьего населения Оренбуржья — реальные прихожане епархии.
— Скажите, дорого сегодня стоит обуть-одеть одного казака?
— Не дешево, хотя в царские времена это было гораздо дороже! Один из оренбургских казаков, который поставил в русскую армию пятерых сыновей, удостоился благодарности царя — его сыновья служили в императорском конвое. Кстати, императорский конвой состоял в России только из линейных казаков. Молодой казак в те годы должен был иметь два комплекта полной формы.
Он должен был быть одет-обут, иметь коня, полную амуницию и оружие. Сейчас все, конечно, проще. Тем не менее сегодня только приличное казачье седло стоит 15-30 тыс. рублей. Дальше давайте посчитаем: около 15 тыс. руб. — шашка, 13 тыс.руб. справа, ну, еще 4 тыс. будет стоить каракулевая папаха. Строевой конь обойдется по минимальной стоимости в 50 тыс. рублей. В общем, полная выкладка для сына казачьей семье обойдется, в среднем, в 120 тыс. рублей.

Ирина Меньшикова

7 комментариев: Казачье движение сегодня

Партнёры