Структура

Login

Антон Каширин: «Казачье движение нужно развивать сообща с низу»

Антон Каширин делится размышлениями о начале становления и развития российского казачества, упущенных возможностях, а также о современных перспективах его развития, анализом практической ситуации.  

1. Сейчас в сельской местности, особенно отдаленных от центра селах, жить тяжело. Много идет разговоров о том, что работы нет, нечем заниматься. Конечно, можно понять людей, которые выросли и работать начали в советское время, где были колхозы и совхозы, где работу давало или государство, или колхоз, оно и оплачивало результат труда.

И когда в 90-е годы развалился СССР — то советское село с советским типом руководителей — пережить этот развал не смогло, оно просто не было к этому готово.

В советское время про казачество все забыли, это слово было просто вытравлено из мозгов советского сельского жителя.

Коллективные хозяйства стали разваливаться, где по неумению и неспособности руководства думать и работать в новой обстановке, где специально с целью воспользоваться ситуацией в интересах наживы.

В начале 90 -х годов про казачество вспомнили, стали восстанавливаться исторические казачьи войска, но сама стратегия развития, идеология существования казачьих общин на государственном уровне не была отработана. Юридической основы подготовлено не было.

В РСФСР от 26.04.91 за № 1107-1 был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов», в котором в статье второй говорится: «Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторические сложившиеся культурно-этнические общности, например казачество)». Я не стал его здесь дописывать, почитаете. Это положение в отношении казачества до настоящего времени остается только выдержкой в Законе.

15 июня 1992 года вышел Указ Президента РФ № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества». Вроде бы, вперед — создавай, формируй. Но опять основной юридической базы нет.

Конечно, были противники казачьего развития на государственном уровне — зачем им была такая, вновь возникающая сила?

Все продавалось и покупалось. Деньги стали идеологией воспитания личности. И тут казачество, да еще со своими заявлениями, традициями и исторической культурой, все это так не вязалось с современными ценностями, навалившимися с Запада.

Время развития казачества, когда на казачьем энтузиазме можно было бы решить многие проблемы, было упущено. Идеологи возникшего казачьего движения не поняли или специально это упустили, что основой казачьего существования всегда была земля, и начинать возрождение казачества нужно было с земли, с казачьей общины, которая могла бы вновь сплотить население бывших казачьих регионов. Нужно было не формировать казачьи полки, а создавать юридическую основу существования казачества.

Взаимоотношения в коллективных хозяйствах в местах компактного проживания казаков необходимо было пересмотреть и эти хозяйства сделать хозяйствами казачьей общины казачьего поселения. Никому до этого не было дела, время было катастрофически упущено.

Чтобы решить вопрос становления и развития казачества, чтобы вернуть казака к земле, нужен был Федеральный Закон, который бы все обоснованно расставил по своим местам. Но в то время  все шло своим чередом распада и растаскивания. Патриоты были, но их не слышали и не слушали.

Я считал, считаю и буду считать, что основа экономического благосостояния Оренбургского казачества, да и любого казачьего войска — это экономически крепкая первичная казачья община (общество). Именно на селе:

— зажиточный казак с крепким частным хозяйством;

— казак — успешный индивидуальный предприниматель;

— крепкое семейное казачье фермерское хозяйство — это основа экономического состояния хуторского, станичного, городского казачьего общества, а крепкие в экономическом плане первичные казачьи общества — это фундамент крепкого экономического потенциала всего казачьего войска.

2. Вернемся к истории. Не нужно отбрасывать опыт истории, нужно брать готовое, заверенное кровью правило и идти дальше. Необходимо напомнить исторически, чем было богато и славилось Оренбургское казачество. Я опять провожу аналогию с тем, что рядом, все войска этим жили. А славилось оно табунами коней, стадами крупного рогатого скота и овец, а казачьи земли были богатыми покосами и зерновыми культурами.

Казак всегда был на земле и шел служить в войско, и воевать, защищая Матушку-Россию и защищая свою землю от сохи. Он шел служить на государеву службу с земли, с казачьей общины — казачьей станицы.

Именно казачьи хутора и станицы комплектовали казачье войско. Исторически казачьи войска стояли на экономически самостоятельных казачьих хуторах и станицах.

В Царское время осуществлялось правильность принимаемых решений на государственном уровне в отношении казачества. Становление и рост казачьих войск шло по нарастающей. История это проверила и подтвердила применением в военных кампаниях. Сильны исторические традиции российского казачества. Самобытна его культура.

Но главное в развитии казачества — это его потенциал, который нужно не разделять, а собрать воедино. Потенциал, который заложен в генетических корнях казачества нашими предками и который взрастает и самовыражается.

Генетически этот потенциал направлен на защиту своей земли, своего народа, своего Отечества. Генетически казак — это воин. Исторически казаки — патриоты своего Отечества.

Вот та сила, которая способна поднять патриотическую работу на новый уровень, воссоздать новую систему патриотического воспитания, основанную на исторических традициях в современном развитии общества. Казак — это воин, которого готовили с детства, готовили защищать себя, свою семью, свою землю, свою Родину и веру.

Российское казачество — это та сила, сила народная, а сила народная — она непобедима, она способна удержать единство России и защитить Россию от всяких внешних и внутренних посягательств на ее самобытность. У России свой путь, и ни одна зарубежная моська не имеет права диктовать ей свои условия. Руководство новой России должно это понять и использовать казачество.

3. Рассмотрим юридическую основу развития российского казачества уже на современном этапе.

Вопрос: почему уже почти четверть века казачество в своем развитии в основном топчется на месте? Постараемся разобраться.

Вернемся вновь в недалекое прошлое конца XX века. В 90-е годы развитие казачества шло с энтузиазмом.

После принятия Закона «О реабилитации репрессированных народов», после Указа Президента РФ от 15 июня 1992 года № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» многих охватила эйфория, но более трезвые понимали, что это полумеры и необходим Федеральный Закон «О казачестве». Тем более что пять лет развития казачества ни к чему основополагающему не привели.

Упорно обосновывая необходимость Закона «О казачестве», казаки продолжали ждать. Наконец, решение было принято, закон был разработан.

Смотрите: прошло пять лет после Указа Президента от 15 июня 1992 года, чтобы прийти к этому. Депутаты Закон «О казачестве» в первом чтении приняли 20 февраля 1997 года. Наибольшую активность в принятии Закона проявили депутаты от КПРФ (82% от личного состава фракции), ЛДПР (82,4%) и НДР (77,8%). Дальнейшие события развивались более интенсивно — 11 июня 1997 года Закон был принят большинством голосов (60,4% во втором чтении), в третьем чтении — при 64,7%.

Однако, внутреннее казачье размежевание на «реестровых» и «общественных» казаков послужило главным препятствием на пути принятия крайне необходимого и важного для дальнейшего развития всех казачьих организаций закона.

Так, 3 июня 1997 года при Главном управлении казачьих войск был создан Общественный Совет атаманов войсковых казачьих обществ, который направил на имя Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина письмо с просьбой отклонить Федеральный Закон «О казачестве».

Ниже полностью привожу текст данного письма.

«Мы, атаманы казачьих войск, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, с возмущением восприняли известие и принятие 17 ноября сего года Государственной Думой Российской Федерации Федерального Закона «О казачестве».

Считаем, что данная концепция федерального закона неприемлема по отношению к казачьим обществам, поскольку не учитывает реального состояния дел в казачьем движении, а также положений подписанных Вами Указов.

Крайне вредны для казачества положения этого закона о верховенстве общественных организаций казаков и казачьих общин над казачьими обществами, внесенными в государственный реестр, сохранения статуса верховного атамана, а также общероссийского казачьего объединения.

Атаманы десяти войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, разработали иную концепцию Федерального Закона «О российском казачестве».

В связи с изложенным, просим Вас, глубокоуважаемый Борис Николаевич, воспользоваться правом, данным Вам статьей 107 Конституции Российской Федерации, и отклонить Федеральный Закон «О казачестве».

Кроме того, представляем Вам на рассмотрение проект Федерального Закона «О российском казачестве», отражающий точку зрения Совета атаманов казачьих войск России (хотя не все атаманы подписали данное письмо)».

Подписали данное письмо:

Всевеликое войско Донское — Виктор Петрович Водолацкий;

Сибирское казачье войско — Виктор Яковлевич Плетнев;

Иркутское казачье войско — Владимир Федорович Лемох;

Енисейское казачье войско — Александр Лукич Высотин;

Забайкальское казачье войско — Александр Васильевич Богданов;

Уссурийское казачье войско — Виталий Алексеевич Полуянов.

Подписал его и председатель Совета атаманов казачьих войск России Петр Семенович Дейнекин.

Не подписали письмо:

Волжское казачье войско — Борис Николаевич Гусев;

Кубанское казачье войско — Владимир Прокопьевич Громов;

Терское казачье войско — Владимир Константинович Шевцов;

Оренбургское казачье войско — Владимир Ильич Глуховский.

То, что Закон «О казачестве» не был принят, это «заслуга» войсковых атаманов, которые подписали обращение к Президенту Б.Н. Ельцину с просьбой его отклонить.

Такой необходимый для российского казачества Закон был положен на архивные полки усилиями шести войсковых атаманов и их руководителя — председателя Совета атаманов казачьих войск России П.С. Дейнекина.

Юридическая основа существования и развития казачества России была отодвинута вновь на неопределенное время.

Нельзя идти против законов, выработанных самой жизнью и утвержденных всей прошлой историей служения казачества Российской Империи. Казачеству нужна юридическая основа, российскому казачеству нужен Федеральный Закон.

Вся последующая работа по развитию казачества до сих пор не дала качественного ощутимого положительного эффекта. Принятие ФЗ № 154 «О государственной службе Российского казачества» в 2005 году, о котором в своем письме Президенту пишут войсковые атаманы в 1997 году (восемь лет от написания до принятия), не принесло ожидаемых результатов.

Войсковые атаманы, выступив против принятия закона «О казачестве», остановили развитие российского казачества и внесли сумятицу и раздор в казачью среду.

В настоящее время необходим закон РФ «О казачестве», который должен все расставить по своим местам и определить роль казачества в дальнейшей развитии России.

ФЗ № 154 может быть дополнением к закону РФ «О казачестве», который в доработанном варианте должен определять положения выполнения задач государственной и иной службы казаками казачьих обществ, принявших на себя обязательства выполнения задач государственной службы.

Нужно понять, что не может существовать реестровое (списочное) войсковое казачье общество ни на чем. У него должен быть фундамент, которым может быть казачья община. Казачья община, основой которой является её материальная база.

Общественные организации казаков и казачьи общины, сформированные по территориальному признаку, по первому требованию должны поставлять казаков для реестровых казачьих формирований, имеющих обязательства по выполнению задач государственной службы. При этом поставлять самых лучших из желающих (как это было до 1917 года).

Кроме этого, казачьи общины могут и будут олицетворять уклад традиционной казачьей жизни, развивать экономику, организовывать военно-патриотическую работу, воспитывать своих казаков и казачек в духе патриотизма и готовности вести трудовую деятельность в интересах развития своей казачьей организации.

Главная их задача — это готовить с детства из казаков (казачек) патриотов-воинов, всегда готовых по первому зову встать на защиту государства Российского от его врагов.

А враги у России были и будут всегда, украинский кризис тому пример. Такой вариант событий возможен и в России. Путин В.В. и нынешнее руководство сейчас не дозволят. А кто придет после Путина???

Много задач ставит современное время перед казаками.

Охрана общественного порядка в населенном пункте (будь это город или село) — это одна из главных задач казака-патриота. Пора наводить порядок в торговле спиртными напитками, противостоять распространению наркотических средств, заготовке сырья для производства наркотических средств. Нужно выставлять казачьи заслоны в борьбе с детским алкоголизмом, табакокурением и употреблением наркотических средств. Оказание содействия в охране границы — это тоже одна из главных задач казачества. Но всё это без доброй материальной основы не поднимешь и не унесёшь.

Главное для казачества состоит в том, что казак должен быть ближе к земле, он ее должен уважать, обрабатывать и защищать, она его должна кормить.

Все казаки, родовые и вновь поверстанные, должны осознавать, что в единстве сила и что казаки — это самоорганизующаяся команда, которая способна сама выживать, используя то, что в настоящее время имеется как в законодательстве, так и в собственности.

— Казак — это патриот своей земли. — Вот тот казак, который способен вывести из кризиса первичное казачье общество (общину) и поднять экономику. Наша единая задача, задача всех казаков — самим сделать себя. Не обсуждать друг друга, а работать, как говорится, пахать от зари и до зари на всех уровнях.

Ирина Подольская

0

3 комментария: Антон Каширин: «Казачье движение нужно развивать сообща с низу»

  • Александр 2 говорит:

    Красиво сказано:Деньги стали идеологией воспитания личности,а кому платят эти акчи все знают,и кто ими распоряжается,домовитых казаков увы практически жек,были атаманы на предприятиях,базарах в фирмах и что толку,что то произошло с руководителем предприятия и так называемые казаки кто куда со словами а на кой мне это надо,на счет земли вольным казакам все эти вопросы нужно будет решать через так называемый реестор другова пути нет.

  • Землячество говорит:

    Чепуха.Казак это тот кто на сборе в с.Луговое поет песни и обнимается с другими казаками и щеголяет новыми нарядами.Все остальное от лукавого.

  • Александр 2 говорит:

    Землячеству:на Сборе в Луговом казаки востанавливают песни Яицких казаков,как они в раньше пели,а песен около 70, а может и больше,на счет обнимания тыж вродеб Илецкий казак должон знать что это приветствие родовых казаков как братьев.

Партнёры

zaksob.ru

Тоцкая крепость